: 8 8000 80 2002 Бесплатный звонок по Казахстану

Страхование грузоперевозчиков

Страхование грузоперевозчиков

  • Прочитано 63 раз

Страхование ответственности грузоперевозчика.
В современном мире, чем бы мы не занимались, любая деятельность может таить в себе угрозу безопасности и здоровью человека. При этом источник такой опасности в юридической практике, обязан будет возместить ущерб пострадавшим. Сейчас не многие могут похвастаться тем, что при возникновении такой ситуации, всегда найдется несколько миллионов денег, лежащих в кармане, на случай выплаты компенсаций пострадавшим. И думать о плохом, мы ведь не хотим. А тем временем каждый день, происходят несчастные случаи, аварии, пожары, кражи, все то, что доставляет массу проблем и отнимает здоровый сон. Увы, создать полностью безопасную среду при транспортировке грузов, никому пока не удается, и не думаю, что с этим кто-то сможет справиться в ближайшем будущем.
В такой ситуации хорошим подспорьем может стать договор страхования ответственности грузоперевозчика. Страхование ответственности грузоперевозчика, принятое во всех цивилизованных странах, направлено, прежде всего, на обеспечение стабильности самого транспортного бизнеса.

Особенности страхования ответственности:
1) договор страхования ответственности грузоперевозчика заключается в пользу третьих лиц (выгодоприобретателей), которые при заключении договора, как правило, неизвестны, или известна часть этих лиц. Например, при страховании ответственности грузоперевозчиков известны владельцы груза, но не известны другие лица, которым может быть также причинен вред транспортным средством или грузом, доставляемым перевозчиком;
2) факт наступления страховых случаев связан с правовыми нормами гражданского законодательства. Это означает, что в Гражданском Кодексе большинства стран, закреплена обязанность возмещения причинённого вреда; при этом ответственность наступает как при наличии вины страхователя, так и без наличия его непосредственной вины;
3) возможный ущерб от страхового случая включает стоимость утраченного или поврежденного имущества; расходы потерпевшего лица на затраты по снижению убытков от страхового случая, могут включаться и другие расходы по договоренностям;
4) страховая защита в договоре страхования ответственности грузоперевозчика, наступает только вследствие причинения вреда в связи с непреднамеренными случайными действиями страхователя или застрахованного лица;
5) страховщик будет возмещать убытки в пределах страховой суммы по договору страхования.
6) Страховая сумма определяется либо по соглашению сторон, либо по установленным международными соглашениями, лимитам ответственности в денежной оценке на один страховой случай, на один рейс, на 1 кг груза, на договор страхования в целом.
7) Факт наступления страхового случая устанавливается правовыми нормами либо решением суда. В практике, обычно страховщик осуществляет выплату на основании решения суда.

Какие существуют особые требования к разным категориям перевозчиков?
1) Согласно международным Конвенциям установлено обязательное страхование ответственности авиаперевозчиков на международных авиалиниях:
- Римская конвенция "О возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли" (Рим, 07.10.1952).
- Варшавская конвенция "О унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" (Варшава, 12.10.1929),
- Гаагский протокол к Конвенции 1955 г.,
- Мальтийское соглашение по изменению лимитов ответственности 1976 г. предусматривают ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью пассажира, багажу, грузу, а также за опоздание при перевозке.

2) Международное соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств па территории иностранного государства (1953 г.), не допускает пребывания автотранспортного средства иностранного государства на территории другой страны без единого для участников соглашения, страхового полиса ("Зеленая карта"), гарантирующего страховое покрытие вреда, причиненного третьим лицам, на территории иностранного государства. В страны Евросоюза без полиса «Зеленая карта», грузоперевозчику доступ будет запрещен.
Что будет считаться страховым случаем при страховании ответственности грузоперевозчика?
Страховым случаем является документально зафиксированное событие, связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю транспортных средств, повлекшее за собой причинение ущерба третьим лицам, и являющееся основанием, для требования, этими лицами, возмещении причиненного им ущерба. Однако при отсутствии вины грузоперевозчика, страховая компания не будет иметь законных оснований для возмещения ущерба лицам, которым был нанесен ущерб.

Почему грузоперевозчики страхуют свою ответственность, пренебрегая страхованием грузов?
При сравнении условий страхования грузов и страхования ответственности грузоперевозчика может сложиться впечатление, что речь идет о страховании, одного и того же риска — риска утраты или повреждения груза. Если это так, он полагает, что ему достаточно наличия только одного страхового договора, Договора страхования грузов у грузовладельца, или договора страхования гражданско-правовой ответственности у грузоперевозчика. Хотя они и связаны между собой договором перевозки груза, но на самом деле речь идет о страховой защите интересов разных лиц.
Грузовладельцы, обычно, стремятся получить минимальную цену на перевозку груза, пренебрегая любыми «дополнительными» затратами, такими как страхование своего груза, особенно если грузоперевозчик страхует свою ответственность, с лимитом, превышающим стоимость его груза. И грузовладельцы рассчитывают на получение полного возмещения ущерба от грузоперевозчика, в случае причинения вреда перевозимому грузу. Но когда ущерб при перевозке груза, действительно наносится, то как показывает наша практика, иски клиентов почти не дают результатов, поскольку большинству грузовладельцев, не удается доказать вину грузоперевозчика. А в случаях, если доказать вину удается, размер ущерба оказывается разорительными для многих из них, и они не в состоянии удовлетворить законных претензий потерпевшей стороны.
Стоимость единовременно перевозимых в рамках договора перевозки товаров может быть иногда превышать стоимость всех активов перевозчика. Автотранспортный бизнес, имеет не стабильную доходность. Поэтому предъявление перевозчику претензий в размерах полного ущерба, понесенного в результате утраты или повреждения груза, может его просто разорить, причем пострадавшая сторона не сможет получить полной компенсации ущерба.
По-хорошему, грузоперевозчику лучше застраховать свою предельную ответственность. Тогда, даже в случае аварии с тяжелыми последствиями (по вине грузоперевозчика), в результате которой не только произойдет утрата груза, но и сам перевозчик понесет значительные убытки из-за потери транспортного средства, расходы по удовлетворению претензий грузовладельца возьмет на себя страховая компания.

Что делать для обеспечения полного страхового покрытия при перевозке грузов?
Для того чтобы обеспечить полное страховое покрытие, клиент может либо объявить стоимость груза при заключении договора перевозки (в этом случае перевозчик повышает тариф, чтобы обеспечить дополнительное страхование), либо страхует перевозимый груз сам. Обратите внимание, он страхует еще и сам груз, а не только свою ответственность, это очень важно!

Пример различных ситуаций, когда у владельца груза и грузоперевозчика имеются или отсутствуют страховые договора.

СТРАХОВАНИЕ ГРУЗА

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

грузоперевозчика

ВОЗМОЖНОЕ РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ

при ущербе грузу

Делает грузоотправитель/владелец груза

Застрахована

Грузовладелец получает компенсацию по договору страхования груза в размере его стоимости, но не выше страховой суммы указанной в Договоре страхования грузов (при наступлении любого события указанного в Договоре страхования как страховой случай). Страховая компания в которой был застрахован груз, обратится с иском на возмещение убытков к перевозчику (только если в произошедшем виновен грузоперевозчик). Иск удовлетворяется Страховой компанией где застрахована ответственность перевозчика, в размере суммы, на которую застрахована ответственность грузоперевозчика. При этом необходимо учесть, что сумма иска, может превысить как сумму на которую застрахована ответственность грузоперевозчика, так и  стоимость активов перевозчика

Делает грузоотправитель/владелец груза

Не застрахована

Грузовладелец получает компенсацию по договору страхования груза в размере его стоимости. Страховая компания в которой был застрахован груз, обратится с регрессным иском к перевозчику. Иск удовлетворяется, сумма иска, может превысить стоимость активов перевозчика. При этом владелец груза получает страховую выплату в сроки установленные договором страхования и уже не участвует в судебных тяжбах с перевозчиком.

Не застрахован

Застрахована

Грузовладелец обращается с иском к перевозчику (только если в произошедшем виновен грузоперевозчик). Иск удовлетворяется страховой компанией, в которой застрахована ответственность грузоперевозчика, в размере страховой суммы, которая может быть меньше величины ущерба. А ущерб может превысит как сумму на которую застрахована ответственность перевозчика, так и активы самого перевозчика.

Не застрахован

Не застрахована

Грузовладелец обращается с иском к грузоперевозчику. Возмещение ущерба может оказаться неполнымили вообще отсутствовать. Либо судебные разбирательства могут тянуться годами при этом взыскание может оказаться мизерным или в рассрочку. Обе стороны рискуют понести убытки в неопределенном но крупном размере.

 

(1 Голосовать)